История паркета в России

Главная \ Информация \ История паркета

С самых древних времен при строительстве домов огромное внимание уделялось напольному покрытию, особенно в таких странах как Китай, Индия и Египет. Желание создать не только прочный, но и красивый пол поспособствовало появлению паркета. Но само название «паркет» появилось лишь в средних веках.

Изучая развитие паркета сложно не заметить, что его художественная форма напрямую зависит от стилистического развития искусства и архитектуры разных времен.

Так, в Древней Руси полы общественных зданий покрывались деревом, досками или так называемыми «деревянными кирпичами». А с 16 века - дубовыми клепками, которые укладывали на распиленное основание из мягкой древесины (в основном, из сосны) рисунком, носящим название «в елочку». Такой пол назывался «кощатый». В древнерусском зодчестве благодаря умельцам резьбы по дереву, а также мастерам, знающим толк в художественной обработке и укладке пола, развитие российского художественного паркета происходило очень быстро.

Паркет 17 века

Уже в начале 17 века появился наиболее распространенный прием укладки – «дубовый кирпич». Особенностью кладки являлась известковая основа, на которую укладывались ламели в форме кирпичей, а швы между ними заливались известью, смешанной со смолой. Вдоль стен зачастую укладывался дубовый бордюр. Именно такое покрытие было в Дмитровском соборе во Владимире, храме Василия Блаженного и Донском монастыре в Москве.

Паркет 18 века напрямую связан с русской резьбой по дереву и металлу, которая процветала еще с 17 века в московских мастерских Оружейной палаты. Но в 1711 году Петр I закрыл все мастерские, чтобы отправить всех резчиков в Петербург на корабельные верфи. После именно эти мастера были задействованы адмиралтейством при строительстве петербургских дворцов. А подтверждением тому являются архивные документы: «Из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек взяли в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца.» (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209\643, дело №38. 1761г.).

Паркет 18 века

О дальнейшем развитии паркета нам повествует история Царского села, изданная в 1827 году. Она рассказывает о том, что в 1749 году из Астраханской губернии прислали 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в Смольном дворе вместе с косяками других различных пород деревьев: груша, чинара, кизиловый кагарач, самшит, ясень, бук. В 1750 году вся вышеперечисленная древесина была отправлена в Царское село и послужила материалом для первых наборных паркетов. После чего ассортимент используемых пород деревьев значительно расширился, начали применять и дорогие «заокеанские» сорта, такие как жикитоба, якаранда и чефраз. Именно разнообразие материалов позволяло мастерам создавать уникальные и нарядные узоры, а также поспособствовало появлению названий паркета:

  • цветной – из привозных деревьев;
  • полуцветной – смесь привозных и местных пород деревьев;
  • штучный – только из местных пород;
  • дубовый.

В то время паркет изготавливали в виде щитов, состоящих из основания, сбитого из досок, и наклеенных паркетных планок определенного рисунка или древесины. Именно поэтому такой паркет получил название «щитовой». Щиты изготавливались самой разнообразной формы, что позволяло выкладывать на полу рисунок из квадратов, кругов, ромбов и других разнообразных фигур.

Паркет маркетри

При использовании цветного дерева для изготовления щита применялись два способа наклеивания элементов:

  • маркетри – рисунок собирался из отдельных частей дерева, которые четко подгонялись друг к другу;
  • интарсия – иначе инкрустация, когда в дерево, которое служило общим фоном, врезались фрагменты цветного дерева.

Самая большая ценность паркета заключается в оригинальной природной окраске древесины. И если сделать неправильный раскол дерева, неграмотно подобрать или уложить клепки, паркет не сможет дать ту изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева по-своему уникален. Если направление волокон идет параллельно источнику света, то они обычно кажутся светлыми, а перпендикулярные – темными. Именно эти свойства используются при изготовлении паркета. Правильно подобранные и уложенные клепки позволят увидеть, как при разном освещении отдельные части пола то «зажигаются», то «угасают». Особенно хорошо видна игра света на паркете из отечественных пород деревьев, таких как дуб, береза и сосна.

Щитовой паркет

Со временем мастера стремились разнообразить и совершенствовать цвета древесины. Для получения зеленого цвета древесину протравливали железным или медным купоросом, бурого – подкуривали методом закапывания древесины в горячий песок. Чтобы получить дуб от серого до черного оттенка его обрабатывали парами аммиака при помощи автоклава при температуре 70-85 градусов под давлением до 2 атмосфер. В зависимости от требуемого оттенка обработка продолжалась от 80 до 120 часов.

С 18 века полы из щитового паркета начали применять в России повсеместно, а благодаря крепостному мастеру Ф.И. Пряхину появились наилучшие образцы, одним из которых является паркет Останкинского дворца. Художественный паркет Останкинского дворца отличается простотой, ясностью и величием. Именно здесь принцип симметрии идеально сочетается с торжественным и лаконичным декоративным оформлением интерьеров. Каждая комната дворца - образец искусства, здесь вы не найдете полов с одинаковым рисунком. Особенно красив и величественен Египетский павильон дворца. Здесь четко видна увлеченность мастеров античностью. Несмотря на то, что наборной рисунок пола, окаймляющий центральную его часть, очень прост, выглядит он очень парадно. А сама центральная часть приковывает взгляд своей монументальностью и гармоничностью. Именно такими были полы дворцов 200 лет назад.

Паркет Пряхина

С конца 18 века – начала 19 века именно российский щитовой паркет был признан «самым художественным». Этот паркет вошел в историю русского декоративного искусства, став еще одной его яркой страницей.

Искусство паркетных работ развивалось так же, как и архитектура, живопись и прочие виды искусства. В 18-19 веках паркет изготавливался только ручным способом, но уже с 70-х годов производство щитов начали осуществлять на фабриках. В 80-х годах стал очень популярен фабричный паркет, но от использования станков и различных механизмов для его изготовления он не стал лучше. Наоборот, он утратил свою былую художественность, ведь при его производстве начали использовать самые простые породы дерева, а при строительстве общественных и жилых зданий - самую простую укладку. Теперь художественный паркет того времени мы можем увидеть только в Останкинском дворце-музее в Москве, Государственном Русском музее, в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в Китайском дворце в г. Ломоносове.

Современный художественный паркет

При внедрении массового фабричного производства развитие художественного паркета практически останавливалось, а искусство превратилось в ремесло. Лишь в 60-х годах, когда строились высотные здания, в том числе гостиница «Москва» и Московская Мэрия, художественный паркет начал «оживать», о нем вспомнили.

В современном 21 веке люди продолжают бороться за возрождение художественного паркета. Осталось совсем немного мастеров-реставраторов, которые знают все тонкости художественного паркета, и именно благодаря им это искусство сохранилось до наших дней. Конечно, современные технологии значительно облегчают труд мастера, ведь теперь детали вырезаются не вручную, а с помощью лазера или компьютера на станке. Но удалось ли восстановить все технологические тайны старых мастеров-паркетчиков, остается вопросом. Однако, несмотря на технологический прогресс, изготовление художественного паркета нашего времени является не менее кропотливой, ювелирной и искусной работой мастеров, чем в прежние времена.

 

644615

Мебель